Оборудование для вывоза строительного мусора
Машины для почистки водопроводной и фекальной сетей
Эти машины служат для систематической прочистки водопроводной и фекальной сетей от осадка, а также для ликвидации аварийных ситуаций, возникающих при полном засоре этих сетей. Маишны могут обслуживать сети диаметром 150-1000 мм при положительной температуре воздуха. В настоящее время промышленность изготовляет машины этого назначения двух типов, спецоборудование которых смонтировано на базовом автомобильном шасси различной грузоподъемности. Наибольшее распространение получила машина типа КО-502Б, смонтированная на шасси автомобиля ЗИЛ-130 и состоящая из цистерны, насоса высокого давления, барабана с рукавом, обмывочной камеры, механизмов привода рабочих органов, гидростистемы, облицовки и дополнительного оборудования (рис. 1.15).
Цистерна машины сварная, в сечении овальной формы, предназначена для перевозки рабочей воды. Для предотвращения действия волновых инерционных нагрузок при резком торможении и ускорениях во время движения машины внутри цистерны установлены два волнореза. Цистерна оборудована горловиной, переливной трубой и заправочным устройством, состоящим из фильтра и крана. Цистерна наполняется водой обычно из водопроводной сети.
Рис. 1.15. Машина КО-502Б для прочистки канализационных сетей: 1 - цистерна; 2 - облицовка; 3 - барабан рукава; 4 - водяной насос; 5 - обмывочная камера; 6 - пульт управления; 7 - опора цистерны
На заднем днище цистерны установлены водомерное стекло и кронштейны барабана рукава высокого давления. Вдоль цистерны установлены два ящика для инструмента и вспомогательного оборудования, стенки которых также служат облицовкой машины. Барабан для рукавов высокого давления получает вращение от гидромотора, он вмещает рукав длиной 100 м. Барабан снабжен стопором, препятствующим его самопроизвольному вращению во время транспортных переездов машины. Обмывочная камера установлена в задней части машины и состоит из наружного и внутреннего цилиндров, колец, соединяющих цилиндры, штуцера для приема воды. Вода в обмывочную камеру поступает под давлением до 1 МПа, которое можно регулировать с помощью вентиля.
Привод рабочих органов машины осуществляется с помощью раздаточной коробки, выполненной в виде двухступенчатого редуктора. Раздаточная коробка соединена с коробкой передач карданным валом. От нижнего вала раздаточной коробки крутящий момент передается на задний, ведущий мост автомобиля. Верхний вал одним концом с помощью карданного вала приводит в действие водяной насос высокого давления. На другом конце этого вала имеется шкив клиноременной передачи, служащий для привода гидронасоса. Гидросистема приводит во вращение барабан с рукавом высокого давления и кроме насоса состоит из трубопровода, гидромотора, золотников, дросселя с предохранительным клапаном и манометром. Рычаги управления золотником, дросселем, а также манометр, выведены на пульт управления, который размещен под барабаном с рукавом высокого давления.
Машина снабжена коплектом размывочных головок, каждую из которых используют в зависимости от диаметра очищаемой трубы и степени ее засорения. Водяной насос поршневого типа размещен в задней части машины. На пульте управления установлены манометры, фиксирующие давление в водяной и масляной системах, тахометр частоты вращения водяного насоса, кнопка стоп аварийной остановки двигателя, а также рычаги управления гидросистемой маншны. Кроме того, на пульт выведены маховики вентилей водяной системы и тумблер включения фар. Водяная система соединяет цистерну для воды с насосом высокого давления и обеспечивает подачу воды к обмываемой камере и к рукаву высокого давления.
Машина работает следующим образом (рис. 1.16). Вода из цистерны по трубопроводу поступает в водяной насос, который направляет воду в рукав высокого давления, размещенный на барабане. На конце рукава закреплены размьшочные головки. Вода, выходя через отверстия в головке под большим давлением, создает реактивную силу, которая обеспечивает движение головки вперед; при этом происходит размывание осадка в коллекторе канализации и разматьшание рукава высокого давления.
В настоящее время начато серийное производство машины КО-504, смонтированной на базе автомобиля КамАЗ-53213. Конструктивное исполнение машин КО-504 и КО-502Б различно.
Машина КО-504 имеет две цистерны для воды, расположенные параллельно одна другой вдоль продольной оси базового шасси и сообщающиеся между собой. Цистерны снабжены люками для обслуживания, а также волнорезами для гашения гидравлических ударов. На пульт управления выведены контрольные лампочки, указывающие уровень воды в цистернах. При отсутствии воды срабатывает звуковая сигнализация. Между задней стенкой кабины водителя и цистернами размещены: водяной насос высокого давления, установленный на лонжеронах базового шасси; барабан с рукавом высокого давления с приводом; пульт управления рабочим процессом машины. Барабан с рукавом высокого давления закреплен перед правой цистерной маншны и приводится во вращение гидромотором. Водяной и масляный насосы приводятся в действие от центральной коробки отбора мощности, которая установлена вместо крышки коробки передач. Коробка отбора мощности имеет два выходных вала: один из них служит для привода масляного насоса, другой — водяного насоса через карданный вал и редуктор, снижающий частоту вращения
Рис 1.16. Принципиальная схема машины КО-502Б:
1 - заправочный кран; 2 - фильтр; 3 -цистерна; 4 - переливная труба; 5 - водомерное стекло; 6 - водяной насос; 7 - Вентиль подачи воды к размывочной головке; 8 - манометр
Пневмосистема машины служит для управления включением коробки отбора мощности и барабана рукава высокого давления. Дополнительное электрообрудование обеспечивает работу указателя уровня воды в цистерне, пультов управления и дополнительной фары. На пульте управлешя, размещенном между кабиной и правой цистерной, имеются: ручка управления двигателем автомобиля и его аварийной остановки, ручки золотника управления барабаном, дроссель регулирования частоты его вращения, манометры водяной и масляной систем, лампы — указатели уровня воды в цистернах и другие источники освещения. На машине предусмотрен специальный тент, представляющий собой разборный металлический каркас, на который при температуре ниже 5°С надевается брезентовый чехол. В пространстве, закрытом тентом, размещены все основные агрегаты машины (водяной насос и его трубопроводы), циркулирует нагретый воздух от работающего двигателя базового автомобиля. Для удаления остатков воды из насоса и водяной системы предусмотрена продувка сжатым воздухом. Машина снабжена реактивными насадками для прочистки труб диаметром 150—1000 мм, а также пистолетом для выполнения различных работ по обмывке машины и штангой с предохранительным роликом для направления рукава с насадкой в прочищаемую трубу.
Гидросистема машины включает в себя масляный насос, гидромотор, вращающий барабан рукава высокого давления, и вспомогательные устройства.
В размывочной головке обычно имеется отверстие, расположенное вдоль оси, а также несколько отверстий на образующей, направленных в противоположную сторону от направления движения головки. Оси указанных отверстий расположены под некоторым углом сс к продольной оси головки. Следовательно, при начальном движении головки струя, расположенная вдоль оси, осуществляет размыв осадка, а струи, направленные под углом а, обеспечивают поступательное движение головки и дополнительные функции размывания.
Наиболее эффективно размывается осадок при перемещении головки назад в исходное положение. В этом случае струи, направленные под углом, создают силу, тормозящую перемещение головки, а осевая струя способствует этому перемещению