Оборудование для вывоза строительного мусора
Илососные машины
Илососные машины (илососы) предназначены для очистки колодцев водосточной сети от ила и других загрязнений, а также для транспортирования загрязнений к местам выгрузки. Промышленность длительное время изготавливала илососные машины одного типа — ИЛ-980В на базе автомобиля ЗИЛ-130. Также был произведен выпуск илососа КО-507 на базе автомобиля КамАЗ-53213. Специальное оборудование илососа ИЛ-980В состоит из цистерны, вакуум-насоса, гидравлической и пневматической систем, электрооборудования и трансмиссии (рис. 1.13). Цистерна цилиндрической формы разделена на две части вваренным днищем. Передняя часть — отсек предназначен для чистой воды. Цистерна, установленная на лонжеронах базового шасси, снабжена стрелой, несущей всасывающую трубу. Заднее днище цистерны выполнено в виде крышки, которая во время работы прижимается к обечайке специальными замками с системой рычагов и гидроприводом. Задняя часть цистерны разделена на два отсека выталкивающим поршнем. Между поршнем и задней крышкой скапливается ил, а перед поршнем — иловая вода. Поршень представляет собой плиту, верхняя часть которой выполнена в виде откидной крышки. Плита по периметру снабжена резиновым уплотнителем, препятствующим поступлению ила в отсек иловой воды. По периметру откидной крышки имеется зазор между ее контуром и обечайкой цистерны для перетекания из илового отсека постепенно отделяющейся от ила иловой воды.
Рис. 1.13. Илосос ИЛ-980В: 1 - стрела; 2 - цистерна; 3 - всасывающий шланг; 4 - вакуум-насос; 5 – труба всасывающего шланга
В передней части цистерны имеется люк, на крышке которого установлено опорно-поворотное устройство со стрелой и всасывающим шлангом, обеспечивающее поворот стрелы на 360°, а также подъем и опускание стрелы вместе с всасывающей трубой с помощью гидроцилиндров. Цистерна снабжена приемным лючком в нижней части крышки цистерны, предназначенным для забора загрязнений через всасывающий шланг.
Машина работает с помощью вакуум-нагнетательной системы, включающей в себя вакуум-насос, трубопроводы, четырехходовый кран, предохранительные клапаны, водоотделительный бачок и арматуру (рис. 1.14). Вакуум-насос при переключении четырехходового крана может создавать в цистерне разрежение или давление. При создании в системе разрежения всасывающий патрубок вакуум-насоса соединяется через четырехходовый кран с водоотделительным бачком, который, в свою очередь, соединен с отсеком для иловой воды, а напорный патрубок насоса через кран соединяется с глушителем. На линии всасывания имеются два запорных поплавковых клапана, один из которых в отсеке для иловой воды перекрывает всасывающий трубопровод при заполнении отсека.
вакуум(всасывание) Давление
Промывка цистерны
Рис. 1.14. Принципиальная схема машины ИЛ-980В;
1 - цистерна; 2 - всасывающая труба; 3 - клапан всасывающей трубы; 4 - выталкивающий поршень; 5 - поплавковый клапан; 6 - клапан выпуска иловой воды; 7 - предохранительный клапан отсека чистой воды; 8 - водомерное стекло; 9 -редукционный клапан; 10 - глушитель; И - четырехходовой кран; 12 - трехходовой кран; 13 - мановакуумметр; 14 - водоотделительный бачок; 15 - поплавковый клапан; 16 - предохранительный клапан илового отсека; 17 - обратный клапан; 18 - вакуум-насос; 19 - фильтр
Второй клапан размещен в водоотделительном бачке. Он перекрывает трубопровод, ведущий к вакуум-насосу, и является запасным на случай отказа клапана в отсеке цистерны, благодаря чему исключается попадание воды в вакуум-насос. Изменение положения пробки четырехходового крана позволяет с помощью вакуум-насоса создать в цистерне давление. На нагнетательной линии установлены два предохранительных и один редукционный клапан. Один предохранительный клапан и редукционный клапан функционируют при создании давления в отсеке для чистой воды и отрегулированы на давление 0,07 МПа. Второй предохранительный клапан размещен на трубопроводе, ведущем в иловый отсек, и отрегулирован на избыточное давление 0,05 МПа. Четырехходовый кран кроме положений, обеспечивающих разрежение и давление в цистерне, имеет также еще одно положение — промывка ее.
Гидравлическая система машины обеспечивает механизированную выгрузку ила из цистерны, подъем и опускание стрелы, а также закрывание задней крышки цистерны. Эта система состоит из маслонасоса, золотников, предохранительного клапана, трубопроводов и манометра. Один золотник обеспечивает управление работой гидроцилиндров, которые перемещают поршень, разделяющий иловый отсек и отсек иловой воды. Второй золотник с электромагнитным управлением используется для управления гидроцилиндрами подъема и опускания стрелы.
Пневматическая система машины, соединенная с пневмосистемой базового автомобиля, обеспечивает управление клапаном всасывающей трубы, фиксатором поворота стрелы, четырехходовым краном и камерой, служащей для уплотнения крышки цистерны. Для обеспечения управления фиксатором стрелы, клапаном всасьшающей трубы и четырехходовым краном служат специальные цилиндры, четыре электро-управляемых пневмоклапана, а также регулятор давления, отрегулированный на давление 0,15 МПа.
Для подачи воздуха в пневмосистему служит трехходовый кран. Пневмоцилиндрами управляют с пульта управления. Машина снабжена дистанционной системой контроля уровня ила.
Электрооборудование машины включает в себя четыре электропневмоклапана для управления пневмоцилиндрами с пульта, два электромагнита для управления гидрозолотником подъема и опускания стрелы, а также систему освещения. Для контроля за работой оборудования на машине имеется комплект приборов: манометр гидросистемы, мановакумметр всасывающе-нагнетательной системы, тахометр частоты вращения вала ротора вакуум-насоса. Трансмиссия машины состоит из коробки отбора мощности, закрепленной на правом люке коробки передач базового автомобиля. Нижний вал коробки отбора мощности использован для передачи крутящего момента с помощью карданного вала и клиноременной передачи вакуум-насосу. Для привода масляного насоса гидросистемы служит верхний вал коробки отбора.
1.4. Техническая характеристика илососных машин
Показатель |
ИЛ-980В |
КО-507 |
Базовое шасси |
ЗИЛ-130 |
КамАЗ-53213 |
Вместимость отсеков цистерны, м: |
||
для ила |
2,2 |
6 |
для иловой воды |
0,4 |
0,7 |
для рабочей воды |
0,56 |
0,6 |
Глубина очищаемого колодца, м: |
||
без удлинителя |
2,9 |
4 |
с удлинителем |
4,5 |
6 |
Подача вакуум-насоса, м/ч |
360 |
450 |
Наибольшее разрежение в цистерне, % |
90 |
95 |
Наибольшее давление в цистерне, МПа |
0,07 |
0,07 |
Транспортная скорость, км/ч |
50 |
50 |
Размеры, мм: |
||
длина |
6740 |
. 9000 |
ширина |
2410 |
2500 |
высота |
2800 |
3200 |
Масса, кг: |
||
снаряженной маинны |
6390 |
11900 |
специального оборудования |
2100 |
- |
Машина работает следующим образом. При подъезде к колодцу водосточной сети открывают его решетку. Всасывающую трубу снимают с кронштейна и опускают в колодец. После включения вакуум-насоса в цистерне образуется разрежение, под действием которого ил из колодца поступает по всасьшающей трубе в иловый отсек цистерны. При заполнении илового отсека цистерны вода, содержащаяся в извлекаемых загрязнениях, осветляется и постепенно перетекает через зазоры между верхней частью поршня и обечайкой цистерны в отсек для иловой воды. Уровень воды в иловом отсеке контролируется. Излишки воды удаляются через сливную трубу. После заполнения илового отсека и слива иловой воды машина направляется к месту разгрузки. Здесь с помощью гидросистемы открывается задняя крышка, затем с помощью гидроцилиндров поршень начинает перемещаться из исходного положения в середине цистерны, и происходит постепенное опорожнение илового отсека.
Характеристика илососных машин приведена в табл. 1.4.
Устройство для опорожнения илового отсека является наиболее значительным потребителем энергии в гидросистеме, за рабочий цикл. Поэтому мощность, необходимую для работы гидросистемы, определяют в зависимости от особенностей работы этого устройства.